О наших проектах

ЖИВОЕ ОЗЕРО ДУШИ

Исток многих наших проектов – не просто внутренние и внешние события, не какая-либо блестящая идея, книга, мечта, а боль ребенка или взрослого, просьба о помощи в конкретной ситуации, высказанная или невысказанная (студентами, детьми, педагогами, родителями, сообществом детей и взрослых, и даже природой).

Проект «Уроки Светописи» – лауреат премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года»  в 2008 году. Победитель во втором этапе  в Северо-Западном Федеральном округе.

Проект «Экология человека» (1989–2008) – победитель конкурса «Инновации Петербургской школы» в 2009 г.: «Модель психологической службы в современных образовательных учреждениях: создание экспериментального творческого центра – системообразующей развивающей среды».

Проект «Живое озеро. Скорая помощь озеру» – лауреат премии «Terre de Femmes – Земля Женщин – 2010» («3-я Национальная Премия»).

Эти проекты не исчерпывают все направления нашей деятельности, однако являются ведущими.

Как жить?

Проект «Уроки Светописи» появился как ответ на вопрос одной студентки: «Почему так трудно жить?» Задала его Камилла К., в 6 лет потерявшая отца во время грузино-абхазского конфликта. Эта удивительная девушка училась в педагогическом колледже, где я в то время работала. Беседуя, мы подошли к той границе, где для решения проблемы недостаточно собственно психологических знаний, и вышли в пространство культуры и вечных ценностей. Главной стала тема личной ответственности в новых «постперестроечных» границах жизни как самого человека, так и его семьи в широком смысле этого слова.

Камилла интуитивно верно сама нашла психологический источник помощи себе – она стала писать о прошлом – коротком счастливом своем детстве – и о будущем. Я помогала ей осмысливать произошедшее, мы вместе искали новый взгляд на взаимоотношения между людьми, любовь, счастье, обсуждали, как можно защитить семью и близких людей, что можно противопоставить агрессии и войне, как жить.

Другие студенты, узнав, что в колледже появился человек, готовый читать и обсуждать стихи и рассказы начинающих авторов, стали приносить свои истории. Психологическое консультирование, как оказалось, легко встраивалось в эти беседы о счастье, жизни, любви и будущем. Наши встречи стали взаимно нужными. Особая атмосфера доверия и уважения, вдохновения и сотворчества показала возможность нового направления психологической работы – издательского проекта. Поддержка директора педколледжа № 2 О.Г.Лосевой и администрации привлекла новых участников, студентов и педагогов. Так в 2006 году появился проект «Уроки Светописи», которому оказалось суждено дожить до наших дней. (Всего участников проекта более 150).

Мысленно возвращаясь к истокам проекта «Живое озеро», я вижу солнечный день, красоту неба, цветов и облаков и безобразный пляж с горами мусора. На берегу были группы отдыхающих. Женщина около мусорной кучи кормила грудью малышку, еще двое ее детей дошкольного возраста под присмотром мужа плескались в озере. Было жаль и молодую семью, и детей, и озеро. Я стала молча очищать побережье, ко мне присоединились 2 человека, потом 6… На следующий год – 30… 60 человек… Начала просветительскую деятельность: рассказывала отдыхающим сказки об озере, его истории. Так в 2004 году родился проект «Живое озеро» («Скорая помощь водоему, озеру, реке»). Поддержали проект 80% жителей – хотя бы один раз они откликнулись на наше предложение участвовать в Акции «Зеленый Час».

Но были и другие родники – мысли и чувства, питающие органично возникающие проекты. Еще один из них бы открыт мною в детском доме. В 1987 году я, счастливая мать двоих детей, нянчила годовалую дочку и смотрела передачу по телевизору: дети стояли в очереди – получить ласку от воспитателя!.. И вдруг стало ясно: нужно как-то помочь этим детям. Все мечты исполняются: в 1988 году я уже работала психологом в детском доме. Удивительный коллектив воспитателей, педагогов, администрации! Тогда мы и открыли силу сочувствия к обездоленным детям и увидели, как много может сделать даже один человек, а еще больше – вместе с друзьями. Тогда мы создали проект «Как преобразовать детский дом в творческий центр» (позже он стал основой проекта «Экология Человека»).

Несколько слов о проектах

Проект «Живое озеро» ориентирован на решение экологических проблем на озере: сохранение красоты, поддержание чистоты, просветительскую работу с отдыхающими и местными жителями, создание алгоритма оказания скорой помощи озеру (водоему, реке) и экспериментальную проверку его эффективности. Все эти мероприятия осуществлялись без финансовой поддержки. Участники – взрослые и дети, школьники и студенты, отдыхающие и случайные прохожие…

Там, где берега, ручьи, поляны, возвышенности очищали с песней и радостью, мечтой о красоте в этом месте, а молодые растения сажали с любовью, – теперь почти всегда чисто. Нужно лишь поддерживать гармонию этого места, периодически проводя просветительские программы и изредка убирая мусор. Создан научно-популярный фильм об озере, разработан экомаршрут: «От Лемболовского озера к Лебединому».

Необходимость скорой помощи именно этому озеру обусловлена не только тем, что оно является одним из самых красивых мест Всеволожского района, ценно своим биологическим разнообразием и очень важно для сохранения экосистемы этой   природной территории.

Девиз проекта – «Чистый дом нашим детям и любимым».

«Уроки Светописи» – издательский проект. Выпуски альманаха «Уроки Светописи» объединяют совсем крошечные, маленькие и большие родники текстов – стихи и эссе, рассказы и сказки, описание мастер-классов и программ. В них – Любовь к природе, педагогам, родителям, к самим себе, друг к другу, слову, творчеству, Родине и миру, его истории.

Каждый выпуск подобен притоку к главному руслу реки Светописи по имени Любовь-и-Надежда. Вот эти книги-притоки: «Диалог и доверие», «Золотое слово», «Благодать сотворчества», «Дом Бытия». Набрав силу истоков-родников, река слов-смыслов стала ясной, прозрачной, расчищающей путь ищущим, обтекающей препятствия, очищающей горестные события, проясняющей цель нашей жизни. Каждому из нас есть о чем поведать друг другу. Слово, обращенное к душе: о гармонии с собой и миром; о людях и творчестве; о семье, отцовстве и материнстве; об озерах и реках; о планете и космосе; о наших младших братьях; о городе, в котором мы живем; о «главной реке нашей жизни» – Неве и о том, что нужно сделать, чтобы реки реальные и метафорические события – стали «дорогой жизни» – водой чистой, родниковой и родной, исцеляющей, живой, утоляющей жажду и объединяющей нас всех. 

Девиз проекта – «Тьма исчезает, когда появляется свет».

Продолжая отвечать на главный вопрос современных молодых людей: «Как жить?», мы решили обобщить наш опыт и представить его в простой и ясной форме. Здесь уместно говорить об утонченности отношений к другим людям, себе и окружающему миру; о высших чувствах, о законе резонанса («как мы относимся к другим людям, так и они отвечают нам», «часто мы сами создаем те ситуации, в которых оказываемся – как позитивные, так и неприятные для нас»); о том, что не осознается (чему не дано названия, не определено место в жизни), исчезает, и потому необходимо осознание места природы и семьи – первичных и фундаментальных основ жизни человека; о том, что мы можем изменить свою жизнь и быть счастливыми, изменившись сами, создавая счастливую и любящую семью, помогая окружающей природе. Отсекая корни, оказываясь вне природы, так же как вне культуры своего рода и страны, семья не может развиться и достичь своего «человеческого цветения». Даже кристаллы, цветковые в природе – образец для нас, семейства людей, творящих в радости на данном этапе эволюции. Не достижение внешних целей, не карьерный рост – главное в жизни, а создание Семьи, в которой комфортно душе. Только тогда возможно спокойствие, безмятежное счастье, сотворчество; ситуации находят разрешение из состояния высшей гармонии – любви. Они – источник неожиданных и прекрасных перемен, квантового скачка сознания и успешной деятельности, не истощающей ресурсов природы, приумножающей этот капитал за счет дарованного человеку творческого потенциала, который пока не используется в должной мере. 

Так появилась идея создания данного выпуска альманаха «Уроки Светописи» под названием: «Ясная Книга. Время Семьи в пространстве Природы». «Ясный огонь», как благодатный огонь, очищает и дает надежду, пробуждает любовь к людям, природе, Родине, Творцу. Огни-маяки – это сочувствие, доверие и ответственность; забота, красота и мечта; обращение к своей душе, совести и следование своему призванию; сотворчество с другими людьми, скромность и умение быть в состоянии «не ниже радости»; узкая специализация профессионала и широта мышления универсала, стойкость души.

Название книги определяет главное направление наших поисков в этом году. Человечество открыло новый путь совершенствования всего живого на планете, в том числе Природы, – через Семью. Её потенциал для развития каждого из нас и эволюции человечества ещё предстоит понять. Семья же (в широком смысле слова – семья) начинается с каждого из нас. Станем ли мы её творцами, друзьями семьи дорогих нам людей – решает каждый из нас. Будет ли Семья главным источником позитивных перемен на планете – вопрос будущего.

Мы ставим вопрос о необходимости создания «Института Семьи» (первый курс этого Института – экологическое просвещение в семье и помощь самой семье). Здоровые и счастливые семьи справятся с проблемами сами. Большинство же современных семей «больны» и нуждаются в помощи: во-первых, им нужна поддержка образовательная (знания о создании и сохранении крепкой, счастливой семьи); во-вторых, своеобразное «лечение» семьи: социальная, психологическая, материальная помощь «болеющим» семьям.

Первый важный шаг в решении проблем семьи – повышение статуса семьи, родителей. Этого можно достичь через социально значимые формы образования и средства массовых коммуникаций. Однако изучение общественного мнения, проводимое нами в течение многих лет, показало, что наибольшие надежды возлагаются людьми на создание Института Семьи. После обучения в таком Институте родители смогут получить самый важный из всех дипломов об образовании – ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ. Содержание и формы обучения в таком Институте должны быть особыми. Участвовать в создании Института Семьи смогут все желающие (бабушки и дедушки, друзья семьи, родители и даже дети): опыт и знания любого человека, который бережет семью, будут бесценным сокровищем. В нашем проекте приняли участие все те, кто захотел взглянуть на путь своей семьи сердечно и целостно, рассказать о нем другим – устно или письменно, в книгах, стихах или просто в личной беседе.  

  • В 2011 году при поддержке моих друзей и коллег я участвовала в Конкурсе Историй (сайт ЭКОДЕЛО, Конкурс Историй). Представленная мною статья называлась «Красота в изгнании?!» 6 марта 2012 года мы получили грант на развитие проекта нашей общественной организации «Живое Озеро» от Фонда Глобал Грингрантс (США).

В книге представлены темы и описаны формы занятий, показавшие свою  эффективность в работе с родителями, педагогами, воспитателями.

Девиз проекта: «Сотворчество семей – будущему планеты».

 

Cальникова Н.Е

Scissors

Scissors are hand-operated shearing tools. They consist of a pair of metal blades pivoted so that the sharpened edges slide against each other when the handles (bows) opposite to the pivot are closed. Scissors are used for cutting various thin materials, such as paper, cardboard, metal foil, cloth, rope, and wire. A large variety of scissors and shears all exist for specialized purposes.